Запреты и ограничения
Есть несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину. Своего рода правила о правилах.
ПРАВИЛА (ОГРАНИЧЕНИЯ, ТРЕБОВАНИЯ, ЗАПРЕТЫ) ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНЫ БЫТЬ В ЖИЗНИ КАЖДОГО РЕБЕНКА.
Это особенно полезно помнить тем родителям, которые стремятся, как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они начинают идти на поводу у собственного ребенка. Это - попустительский стиль воспитания.
ПРАВИЛ (ОГРАНИЧЕНИЙ, ТРЕБОВАНИЙ, ЗАПРЕТОВ) НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ОЧЕНЬ МНОГО, И ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ГИБКИМИ.
Это правило предостерегает от другой крайности - воспитания в духе «закручивания гаек», то есть авторитарного стиля общения. Оба правила, взятых вместе, предполагают особое чувство меры, особую мудрость родителя в решении вопросов о «можно», «следует», «нельзя» Бесконфликтное принятие ребенком требований и ограничений должно быть предметом особенной вашей заботы. Постарайтесь в каждом случае спокойно (но коротко!) объяснить, чем вызвано ваше требование. При этом обязательно подчеркните, что именно остается ребенку для его свободного выбора. Когда дети чувствуют уважение к их чувству свободы и самостоятельности, они легче воспринимают родительские ограничения.
РОДИТЕЛЬСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ НЕ ДОЛЖНЫ ВСТУПАТЬ В ЯВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ С ВАЖНЕЙШИМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ РЕБЕНКА.
Например, с такими, как потребность в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками. Запрещать некоторые действия - все равно, что пытаться преградить полноводную реку. Лучше направить ее течение в нужное безопасное русло. Исследовать лужи можно, но только в высоких сапогах, даже бросать камни в цель можно, если позаботиться при этом, чтобы никто не пострадал.
ПРАВИЛА (ОГРАНИЧЕНИЯ, ТРЕБОВАНИЯ, ЗАПРЕТЫ) ДОЛЖНЫ БЫТЬ СОГЛАСОВАНЫ МЕЖДУ ВЗРОСЛЫМИ; СОГЛАСОВАННОСТЬ СИСТЕМАТИЧЕСКИ ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ.
В ситуации, кода каждый из взрослых говорит свое, ребенку невозможно усвоить правила, привыкнуть к дисциплине. Он привыкает добиваться своего, «раскладывая» ряды взрослых. Даже если один из родителей не согласен с требованием другого, лучше промолчать, а потом, уже без ребенка, обсудить разногласия и попытаться прийти к общему мнению. Не менее важна последовательность в соблюдении правил.
ТОН, В КОТОРОМ СООБЩАЕТСЯ ТРЕБОВАНИЕ ИЛИ ЗАПРЕТ, ДОЛЖЕН БЫТЬ СКОРЕЕ ДРУЖЕСТВЕННО — РАЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМ, ЧЕМ ПОВЕЛИТЕЛЬНЫМ.
Любой запрет желаемого для ребенка труден, а если он произносится сердитым или властным тоном, то становиться трудным в двойне. На вопрос: «Почему нельзя?» не стоит отвечать: «Потому что я так велю», «Нельзя и все». Нужно коротко пояснить: «Уже поздно», «Это опасно», «Можно разбиться» и т.д. Объяснение должно быть коротким и повторяться один раз. Если ребенок спрашивает; «Почему?», то это не потому, что он вас не понял, а потому что ему трудно побороть свое желание, подчиниться. Предложение, в котором вы говорите о правиле, лучше строить в безличной форме. Например: «Спичками не играют» вместо «Не смей играть спичками!», «Конфеты едят после обеда» вместо «Сейчас же положи конфету назад!».
Разговор о дисциплине неминуемо приводит к вопросу о наказаниях. Что делать, если, несмотря на все ваши ухищрения, ребенок не подчиняется? При соблюдении всех пяти правил число непослушаний вашего ребенка сократиться, а если повезет, то и вообще исчезнет.
ЛУЧШЕ НАКАЗЫВАТЬ РЕБЕНКА, ЛИШАЯ ЕГО ХОРОШЕГО, ЧЕМ ДЕЛАЯ ЕМУ ПЛОХО.
Чтобы это правило можно было применять, старайтесь создать в своей семье запас хороших традиций, семейных праздников и т.д. Тогда ребенку будет о чем жалеть в случае проступка.